Виртуальный мемориальный
кабинет П. Ф. Глебки
ЦНБ НАН Беларуси

Биография Глебки

Имя белорусского писателя, ученого-академика, общественного и культурного деятеля Петра Федоровича Глебки (1905–1969) широко известно в нашей стране и за ее пределами. Этот талантливый, интеллигентный, высокообразованный человек оставил свой след не только в отечественной литературе, но и в сердцах современников.

Петро Глебка родился в деревне Великая Уса на Узденщине. В своей автобиографии писатель вспоминал: «Во времена моего детства это была тихая белорусская деревня, с замшелыми соломенными крышами, с маленькими подслеповатыми оконцами. И хотя называлась она Великой Усой, было в ней тогда дворов пятьдесят. Приблизительно посередине деревни, в самой ложбине… стояла старая сосновая хата моих родителей».

Семья Глебки была многодетной. Отец, Федор Федорович, владел шестью десятинами земли, но, чтобы прокормиться, этого не хватало. Сам Федор Федорович мастерил колеса и сани, плотничал, дети ходили на работу в имение. Петро, самый младший в семье, помогал матери, Татьяне Осиповне, заниматься домашним хозяйством, трудился на отцовском участке.

Родители писателя Федор и Татьяна Глебки
Родители писателя Федор и Татьяна Глебки

Учиться мальчик начал с опозданием, однако стремление к знаниям и большие способности позволили ему догнать своих сверстников. Кроме церковноприходской школы и высшего начального училища, он окончил и узденскую семилетку, а в 1924 г. поступил в Минский белорусский педагогический техникум имени Всеволода Игнатовского.

С друзьями по Минскому белорускому педтехникуму имени Всеволода Игнатовского
С друзьями по Минскому белорускому педтехникуму имени Всеволода Игнатовского. 1925 г.
Справка Петра Глебки об учебе в названном техникуме. 1927 г.

Это учебное заведение сравнивали с Царскосельским лицеем. Техникум стал настоящей литературной школой, которую прошли многие белорусские писатели. Преподавателями там работали Якуб Колас и Язэп Лёсик. Вместе с Глебкой учились будущие известные литераторы Максим Лужанин, Андрей Александрович, Сергей Дорожный, а также Павлюк Трус и Алесь Якимович – друзья Глебки по узденской школе.

В Белпедтехникуме Петро Глебка приобщился к активной литературной работе. В учреждении действовала студия литературного объединения «Маладняк», членом которой начинающий писатель стал в 1925 г. Этим же годом датируются первые стихотворные публикации Глебки, которые появлялись в журналах «Малады араты», «Беларускі піянер”, газетах “Беларуская вёска”, “Савецкая Беларусь”.

П. Глебка с однокурсниками. 1926 г.
П. Глебка с однокурсниками. 1926 г.
тихотворения “Из песен о Молодняке”
Стихотворения “Из песен о Молодняке”. Автограф. 1925 г.
Автограф и газетная статья с рукописными правками автора. 1925 г
Стихотворение “Над верстаком”. Автограф и газетная статья с рукописными правками автора. 1925 г.

Глебка быстро стал одним из наиболее активных деятелей литературно-художественного объединения “Маладняк”. Однако уже в 1926 г. он покидает его ряды. Некоторые принципы, декларированные молодняковцами (отрицание наследия писателей-предшественников, неуважение к литературным традициям) были для него неприемлемы. Петро Глебка вместе с бывшими членами “Маладняка” (Адамом Бабарекой, Кузьмой Чорным, Владимиром Дубовкой, Змитроком Бядулей, Язэпом Пущей и др.) участвует в создании нового литератуного объединения – “Узвышша”.

Члены литературного объединения “Узвышша”. П. Глебка
Члены литературного объединения “Узвышша”. П. Глебка – первый справа в верхнем ряду. 1928 г.
Справка о работе П. Глебки в редакции журнала “Узвышша”. 1930 г.
Справка о работе П. Глебки в редакции журнала “Узвышша”. 1930 г.

В задачи “Узвышша” входило создание высокохудожественной национальной литературы с использованием достижений литературной классики, живого народного языка, фольклора, с соединением различных форм и стилей. Объединение занималось изданием литературных сборников, имело собственный журнал, секретарем которого был Глебка.

“Узвышша” положительно повлияло на развитие поэтического таланта Глебки, во многом изменило его творческую манеру. Об этом свидетельствует и первая книга поэта – поэтический сборник “Шиповник”, который, по мнению литературоведа В. Максимовича, представляет собой “красноречивый образец лирической позии, глубокое выявление души поэта”.

Первый сборник стихов “Шиповник”. 1927 г.
Первый сборник стихов “Шиповник”. 1927 г.

В 1927 г. Глебка перевелся на литературно-лингвистическое отделение педагогического факультета БГУ, которое окончил в 1930 г.

Лекционная книжка студента Белорусского государственного университета. 1927 г.
Лекционная книжка студента Белорусского государственного университета. 1927 г.

После университета Глебка некоторое время работал заведующим литотдела в газете “Калгаснік Беларусі” и в журнале “Полымя рэвалюцыі”.

С образованием Союза писателей в 1934 г. Глебку приняли в его ряды. Там он работал консультантом по поэзии, также его делегировали на первые съезды писателей Беларуси и СССР.

Членский билет союза писателей СССР. 1934 г.
Членский билет союза писателей СССР. 1934 г.

В 1930-е гг. увидели свет книги Петра Глебки “Торжественные дни”, “Ход событий”, “Арка над океаном”, “Орлянка”, “Четыре ветра” и “Мужество”.

Книги “Торжественные дни”, “Арка над океаном”, “Мужество”
Книги “Торжественные дни”, “Арка над океаном”, “Орлянка”

Значительное влияние на творчество Глебки 1930-х гг. оказали классики белорусской литературы Янка Купала и Якуб Колас. Среди писателей своего поколения особенно близкие отношения он имел с Кондратом Крапивой и Петрусем Бровкой. Дружба Глебки с Бровкой превратилась в плодотворное сотрудничество, в результате которого в белорусской литературе появился новый автор – Лукаш Бандылевич (совместный псевдоним Глебки и Бровки). Известный белорусский скульптор Заир Азгур сделал шарж под названием “Протоплазма Бандылевича”, символизирующий единство двух литераторов. Творческое содружество поэтов-друзей временами приводило к недоразумениям. По воспоминаниям Глебки, их часто путали, и он даже жалел, что в свое время не взял себе какой-нибудь постоянный псевдоним.

П. Глебка (в центре) с М. Лыньковым (слева) и П. Бровкой. 1954 г.
П. Глебка (в центре) с М. Лыньковым (слева) и П. Бровкой. 1954 г.
Шарж З. Азгура “Протоплазма Бандылевича”
Шарж З. Азгура “Протоплазма Бандылевича”
Фрагмент юморески. Автограф. 1932 г.
Фрагмент юморески "Требую талон на загар!", подписанной псевдонимом Лукаш Бандылевич. Автограф. 1932 г.

В годы Великой Отечественной войны Петро Глебка был фронтовым корреспондентом: работал сначала в газете “Красноармейская правда”, потом на Западном и Калининском фронтах в редакциях газет “За Савецкую Беларусь” и “За свабодную Беларусь”.

Среди лучших произведений писателя военного времени – стихи “Партизаны”, “Посылка”, “День войны”, “Мы вернемся”, печатавшиеся в сатирических газетах-плакатах “Раздавім фашысцкую гадзіну” и “Партызанская дубінка”.

П. Глебка. 1945 г. фото
П. Глебка. 1945 г.

По окончании войны писатель активно включился в общественную и культурную жизнь страны, продолжал литературную деятельность, занимался переводами на белорусский язык произведений русской, украинской, польской, английской литературы.

В послевоенном творчестве Глебки доминируют такие темы, как восстановление разрушенной отчизны, борьба за мир, память о прошедшей войне.

Он создал либретто оперы «Лесное озеро» (первоначальное название «Андрей Костеня»), где прообразом главного героя является прославленный партизан Константин Заслонов, работал над стихотворной драмой «Свет с Востока», продолжал писать стихи, занимался литературной критикой и публицистикой.

П. Глебка. 1947 г.
П. Глебка. 1947 г.

В 1945 г. Глебку пригласили на работу в Академию наук БССР, в Институт литературы, языка и искусства, где с 1952 г. он возглавлял сектор лексикографии, а в 1956 г. стал во главе Института языкознания.

Этот выбор не был случайным. Глебка всегда бережно относился к родному языку, заботился о его чистоте. Об этом свидетельствуют его статьи «О языке начинающих писателей», «Заметки о белорусском литературном языке» и др.

Еще в 1944 г. Петра Глебку назначили руководителем группы по подготовке русско-белорусского словаря. Вместе с Якубом Коласом и Кондратом Крапивой он редактировал это трехтомное издание, которое увидело свет в 1953 г. и на долгие годы стало одним из самых крупных и популярных отечественных словарей, неоднократно переиздавалось.

Во время сессии Отделения общественных наук АН БССР. 1949 г.
Во время сессии Отделения общественных наук АН БССР. 1949 г.
П. Глебка і К. Крапіва за працай над беларуска-рускім слоўнікам
П. Глебка и К.Крапива за работой над русско-белорусским словарем. 1950–1951 гг.

За 25 лет работы в АН БССР Глебка внес значительный вклад в развитие белорусской науки. Именно по его инициативе в 1957 г. при Отделении общественных наук АН БССР создали новое научно-исследовательское учреждение – Институт искусствоведения, этнографии и фольклора. Институт исследовал широкий круг научных проблем, вел изучение народного и изобразительного искусства, фольклора, театра, кино, музыки. архитектуры и многого другого. Глебка показал себя не только как талантливый руководитель-организатор, но и как настоящий знаток во всех этих отраслях научных знаний.

При непосредственном участии Петра Глебки начиналась огромная работа по собиранию и подготовке к изданию многотомного собрания белорусского фольклора, за который в 1986 г. коллектив ученых был удостоен Государственной премии БССР. По его инициативе в институте был создан отдел по выявлению и изучению памятников истории и культуры Беларуси с целью подготовки семитомного Свода памятников. Много других полезных начинаний также было связано с именем этого человека.

Научные достижения и организаторские успехи Глебки заметило академическое руководство. Он стал академиком-секретарем отделения общественных наук. На этой должности ученый за год сумел достичь значительных успехов. Именно он заложил надежный фундамент для дальнейшего развития белорусской гуманитаристики, создания научных школ в языкознании, фольклористике, этнологии.

Свидетельство академика-секратаря Отделения общественных наук АН БССР. 1968 г.
Свидетельство академика-секратаря Отделения общественных наук АН БССР. 1968 г.

Звание академика АН БССР, присвоенное Глебке в 1957 г., стало еще одним подтверждением его заслуг перед отечественной наукой.

Свидетельства члена-корреспондента и академика АН БССР
Свидетельства члена-корреспондента и академика АН БССР

Кроме литературной и научной деятельности, Глебка вел активную общественно-культурную работу. Неоднократно с 1955 по 1967 гг. писателя избирали депутатом Верховного Совета БССР.

Документы депутатской деятельности П. Глебки. 1959, 1963 гг.
Документы депутатской деятельности П. Глебки. 1959, 1963 гг.

В составе белорусской делегации он четыре раза принимал участие в работе сессий Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Впечатления от американского образа жизни нашли отражение в его дневниковых записях и поэтическом цикле, названном в посмертном издании «Из стихов о загранице».

Делегация БССР на XI сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Первый справа – П. Глебка. 1956 г.
Делегация БССР на XI сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Первый справа – П. Глебка. 1956 г.

За заслуги перед Родиной Глебка был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знаком Почета», медалями и почетными грамотами.

П. Глебка. 1960-е гг.
П. Глебка. 1960-е гг.

Петро Глебка ушел из жизни 18 декабря 1969 года. Похоронен на Восточном кладбище. На доме, где он проживал, установлена мемориальная доска. Его имя носит одна из улиц Минска и Литвянская школа в Узденском районе.